СПРОС - платежеспособная потребность покупателя в товарах и услугах, т.е. потребность, обеспеченная денежными средствами покупателей. Спрос на определенный товар изображается графически в виде кривой, показывающей, какое количество товара при изменяющихся ценах и постоянстве прочих равных условий покупается на рынке за тот или иной промежуток времени. Закон спроса гласит: чем выше цена, тем меньше количество товаров, на которое предъявляется спрос; и, наоборот, чем ниже цена, тем большее количество товаров данного вида покупается потребителями. Закон спроса можно объяснить исходя из эффекта дохода и эффекта замены. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо других благ, т.е. уменьшение цены увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, тем самым при неизменном уровне номинального дохода его реальный доход возрастает. Эффект замены выражается в том, что при более низкой цене у потребителя появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффекты дохода и замены совмещаются и приводят к тому, что у потребителей возникает желание покупать большее количество продуктов по более низкой цене, чем по высокой. Необходимо различать следующие два понятия:
1) изменение объема (величины) спроса означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой спроса. Причиной изменения объема спроса служит изменение цены данного блага;
2) изменение в спросе выражается в смещении всей кривой спроса либо вправо (увеличение спроса), либо влево (сокращение спроса). Причиной является не изменение цены данного блага, а изменение других факторов спроса, которые получили название неценовых факторов спроса. К ним относятся, например: вкусы и предпочтения потребителей; число покупателей на рынке; цены на взаимозаменяемые товары; изменения в доходе потребителей; ожидание будущего изменения цен и доходов. Если вкусы изменяются под воздействием моды или рекламы, то кривая спроса сдвигается. Увеличение спроса на вещи, вошедшие в моду, сдвигает кривую спроса вправо. Рост населения или любое другое увеличение числа покупателей на рынке обусловливает возрастание спроса и сдвигает кривую спроса вправо. Если Х и У являются взаимозаменяемыми товарами (например, оливковое и подсолнечное масло), то при увеличении цены товара У и неизменной цене товара Х потребители будут склонны к росту спроса на товар X, следовательно, кривая спроса на товар Х сдвинется вправо. Если же 'цена товара У упадет, то кривая спроса на товар Х сдвинется влево. Для взаимодополняющих товаров (например, автомобили и бензин) характерна обратная ситуация: снижение цены товара У ведет к увеличению спроса на товар X, а повышение цены товара У ведет к сокращению спроса на товар X. Если ожидается увеличение цен на сахар, то можно -полагать, что при прочих равных условиях кривая спроса сдвинется право. Если ожидается снижение цены, то кривая спроса сместится влево. Воздействие на спрос изменений денежного дохода не столь однозначно. В зависимости от категории товаров возможны три ситуации. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупают больше мясных продуктов, фруктов, бытовой техники, модной Одежды. И наоборот, при снижении дохода спрос на такие товары - падает. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода, называются нормальными товарами (или товарами высшей категории). Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, т.е. возрастает при снижении доходов, называются худшими товарами (или товарами низшей категории). Например, если наши доходы низки, то мы будем потреблять много маргарина. Если же наши доходы резко возрастут, то мы переключимся а потребление масла, а спрос на маргарин снизится. Существуют некоторые товары, которые всегда потребляются приблизите
См. также: Виды кредита | Рыночные ситуации и типы маркетинга | Акции
© Е.В.Савицкая, О.В.Евсеев "Экономический словарь для юных бизнесменов"