ПРЕДЛОЖЕНИЕ - количество товаров и услуг, предлагаемых к реализации по определенной цене. Предложение товара изображается в виде кривой линии, отражающей отношение между ценой и количеством товара, которое производители при прочих равных условиях изъявляют готовность продать. Закон предложения гласит: повышение цены на товар влечет за собой возрастание предложения этого товара, так как чем выше цена, тем большее число фирм имеет возможность производить и продавать этот товар, и, наоборот, понижение цены приводит к сокращению предложения товара. Помимо цен существуют и другие факторы, влияющие на количество товара, которое продавцы хотят реализовать. К ним относятся: цены на производственные ресурсы (рабочую силу, сырье, машины и оборудование), необходимые для производства товара; технология - методы производства товаров и услуг; налоги и субсидии государства; качество производимых ресурсов; число продавцов на рынке; цены альтернативных товаров, которые могут быть произведены с помощью тех же самых ресурсов; ожидаемые в будущем изменения цен на данный товар. Кривая предложения фирмы основывается на предельных издержках производства. Поэтому уменьшение цен на ресурсы, совершенствование технологии, снижение налогов или увеличение субсидий, улучшение качества применяемых ресурсов приводят к снижению издержек на производство единицы продукции и увеличивают предложение товара, так как при сохранении той же самой цены на рынке производство становится более прибыльным, а это в свою очередь привлечет в данную отрасль больше продавцов. Большее количество продавцов еще значительнее увеличит рыночное предложение. Если производители ожидают рост цен на свой товар в будущем, то они могут задержать доставку продукции на рынок по сегодняшним более низким ценам и это сократит предложение. Мера реагирования предложения на изменения цен и других факторов называется эластичностью предложения. Если цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят предложить, то данный отраслевой рынок находится в равновесии. Следовательно, рыночное равновесие - это ситуация, при которой спрос равен предложению.


См. также: Акции

© Е.В.Савицкая, О.В.Евсеев "Экономический словарь для юных бизнесменов"