КОНГЛОМЕРАТ - многоотраслевой комплекс предприятий и организаций, структурные звенья которого не имеют между собой функциональных связей, а являются полуавтономными филиалами головной компании. Конгломерат характеризуется широкой децентрализацией управления, когда ответственность за принятие решений и обеспечение прибыльности возлагается на сами филиалы. Высшее управление не занимается текущим планированием и вопросами тактики; оно сосредоточивается лишь на принятии стратегических решений, чаще всего связанных с распределением финансовых ресурсов. Как правило, конгломераты образуются путем поглощения крупной компанией нескольких десятков мелких и средних фирм различных отраслей и сфер деятельности, зачастую не имеющих между собой производственных, сбытовых или других функциональных связей. Часто целью подобных поглощений является получение прибыли за счет игры на курсах акций. Данное обстоятельство в сочетании со сложностью и недостаточной гибкостью в управлении конгломератом обусловливают неустойчивость этой формы объединения предприятий, распадающейся при возникновении экономических трудностей. Однако некоторые конгломераты существуют достаточно долго, благодаря умению широко манипулировать финансовыми средствами и быстро приспосабливаться к изменяющейся рыночной конъюнктуре.


См. также: Организационно-экономические формы объединения предприятий

© Е.В.Савицкая, О.В.Евсеев "Экономический словарь для юных бизнесменов"